• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прикладные и научные проекты ЦЭФИР

Анализ опыта разработки методик оценки ущерба, вызванного дорожно-транспортными происшествиями

Анализ опыта разработки методик оценки ущерба, вызванного дорожно-транспортными происшествиями, и подготовка предложений по созданию методики оценки социально-экономического и демографического ущерба от ДТП и их последствий
 
Сколько каждый из нас готов платить за снижение риска на дорогах? Проанализировав мировой опыт оценки ущерба от ДПТ, исследователи ЦЭФИР говорят о необходимости внедрения новой методики расчета статистической стоимости жизни и вносят предложения по оценке косвенных последствий ДТП.
 
 
Сроки проекта: Октябрь 2006 — Июль 2007

Актуальность данного проекта ЦЭФИР продиктована необходимостью правильно оценивать издержки страны от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), поскольку это позволяет определить оптимальный масштаб инвестиций в безопасность дорожного движения.

Цель проекта:

  • Проанализировать международный опыт разработки методик оценки ущерба от ДТП;
  • разработать методику оценки статистической стоимости жизни методом выявленных предпочтений;
  • подготовить предложения по разработке методики оценки косвенных последствий ДТП.


Описание проекта:

Наиболее распространенный метод определения ущерба от ДТП — суммировать различные компоненты, которые складываются из трех категорий ущерба: прямого, косвенного и нематериального. Применяемые в литературе методики, как правило, содержат большинство пунктов прямого ущерба и могут отличаться только набором конкретных статей.

Наибольшие споры вызывают методы оценки нематериального ущерба. Изначально в качестве статистической стоимости жизни использовали только оценку «человеческого капитала», при помощи которого определяется влияние ДТП на суммарный ВВП страны. Однако существенным недостатком этого метода является то, что он недооценивает заботу общества о безопасности. Необходимо внедрение новой методики расчета статистической стоимости жизни, в основе которой лежит готовность индивидов платить за снижение риска на дорогах. Новая методика теоретически более обоснована, если стоит задача найти общественно оптимальный уровень инвестиций в безопасность дорожного движения.

Для более полного учета всех последствий ДТП необходим расчет не только ущерба прямым участникам ДТП, но и косвенных издержек (экстерналий) на других членов общества, которые не учитывает существующая методика оценки ущерба ДТП. На основе проведенного обзора мировой практики, мы предлагаем внести в число уже оцениваемых еще две компоненты ущерба от ДТП. Во-первых, экстерналии, связанные с затруднением движения для остальных транспортных средств. Во-вторых, экстерналии от потери рабочего времени членами семьи пострадавшего или погибшего в ДТП. Обе эти компоненты до сих пор не включались в оценки совокупных издержек ДТП в России, и лишь эпизодически появляются в оценках в других странах.
Чт, 6 февраля 2020