Время работы над проектом: 2001–2002 гг.
Описание проекта:
Целью проекта являлось изучение деятельности органов местного самоуправления в России, в частности, их бюджетные стимулы, поскольку именно муниципалитеты своими действиями в сфере административного регулирования определяют темпы развития малого и среднего бизнеса в стране.
Центральный вопрос заключался в том, почему региональные власти предоставляют крупным муниципалитетам с наибольшим (нереализованным) потенциалом к развитию столь слабые бюджетные стимулы. Исследования выявили несколько взаимодополняющих причин этого феномена:
• «Захват власти» в регионах со стороны бизнеса. Во многих регионах предприятия, желая получить экономическую выгоду, меняют институциональную среду и оказывают влияние на политику региональных властей.
• Мягкие бюджетные ограничения регионов. Если регион обладает мягкими бюджетными ограничениями, то есть федеральное правительство помогает региону в случае непредвиденного падения доходов или увеличения расходов, ответственность региональной администрации за проводимую политику снижается, что понижает мотивацию регионов к проведению сбалансированной бюджетной политики.
• Политическая неспособность региональных властей взять на себя обязательства не экспроприировать муниципалитеты. Даже если региональные власти заинтересованы в экономическом росте муниципалитетов, они не могут убедить их в том, что экспроприация не произойдет в момент, когда региону это будет необходимо.
Итоги проекта:
Результатом проекта стали предложения по оптимизации межбюджетных отношений в России и рассмотрение трех вариантов развития федерализма: пессимистичные варианты: отсутствие реформ, избыточная централизация и оптимистичный вариант — политическая централизация при экономической децентрализации.
Аналитические отчеты и разработки:
Фискальный федерализм: отсутствие стимулов к росту у муниципалитетов — причины, проблемы и возможности
Бюджетный федерализм в России: сценарии развития
Причины и следствия слабости бюджетных стимулов в России на местном уровне