Среди образовательных возможностей, которые открываются на российском и международном рынке перед выпускниками РЭШ после окончания Школы, есть и возможность поступить в магистратуру зарубежного вуза.
Каждый год некоторые из выпускников Российской экономической школы используют это возможность и поступают на магистерские программы по экономике, финансам и другим направлениям в ведущие университеты мира.
На основании их опыта и составлен этот гид по процессу поступления в международную магистратуру. Эта информация поможет и выстроить общую стратегию –от выбора вуза до получения стипендии, и позаботиться о важных деталях. Гид содержит ответы на ключевые вопросы, волнующие абитуриентов.
Выпускники РЭШ объясняют, что выбирать страну, университет и программу с необходимо с учетом нескольких факторов. Кроме финансового, этот выбор можно сделать на основании следующих критериев.
Критерий 1: Позиция университета и программы в международных рейтингах.
Критерий 2: Особенности и содержание конкретных программ: в том числе обязательные и элективные курсы по наиболее интересным вам темам.
Критерий 3: Ваша дальнейшая профессиональная траектория.
Критерий 4: Преподавательский состав университета. Если после магистратуры вы планируете работать в индустрии, то выбирайте программы, на которых преподают практикующие специалисты. А если хотите построить академическую карьеру, то обратите внимание на программы, где преподают профессора со степенями PhD ведущих университетов.
Критерий 5: Культурные и географические особенности страны. Оцените вашу возможность адаптироваться к своеобразию выбранной локации.
Как и в случае с поступлением на программы PhD, наиболее надежная стратегия поступления в магистратуру состоит в том, чтобы одновременно отправлять документы в несколько университетов. Однако среди выпускников РЭШ есть и те, кто подавал документы на одну программу и получил места со стипендией.
Список университетов должен включать вузы разного уровня – их нужно расположить в порядке приоритетности для вас. На первом месте, по мнению большинства выпускников, должны быть несколько университетов, которые вы считаете лучшими из возможных альтернатив, далее «средние» варианты и в конце рейтинга – несколько вузов с менее сильными позициями. Если какой-либо университет вас привлекает особенно, то можно повысить свои шансы, отправляя документы сразу на несколько его программ. Однако предсказать, каким будет проходной балл для поступления на программу, нельзя – это зависит от сложности и популярности программы.
При подаче документов в несколько вузов важно спланировать сроки так, чтобы ответы из разных университетов пришли вам одновременно или в порядке нужного вам приоритета. Иначе может сложиться ситуация, когда вы отклоните предложение одного университета в надежде, что будете приняты в другой более приоритетный вуз, но получите оттуда отказ. А чтобы увеличить шансы на получение стипендии, лучше всего подавать документы в «первую волну», объясняют выпускники РЭШ на основании своего опыта. В большинстве университетов прием документов осуществляется в несколько заходов.
Рейтингование списка программ поможет и спланировать организационные расходы. Некоторые университеты берут плату при приеме документов – эти расценки можно посмотреть на их официальных сайтах. Доплачивать придется и за отправку результатов международных экзаменов.
Программы Российской экономической школы имеют международное признание, поэтому диплом РЭШ открывает дорогу в лучшие зарубежные магистратуры. Выпускники говорят, что диплом РЭШ помогает им при поступлении, потому что на международном академическом рынке у Школы сложилась репутация вуза, готовящего высококвалифицированных специалистов.
Студенты РЭШ во время учебы могут принять участие в международных программах по обмену. Такие программы дают возможность провести один или несколько семестров в университетах, сотрудничающих с РЭШ. Это помогает им в дальнейшем выбрать страну для продолжения обучения в магистратуре. А участие в конкурсном отборе на программы обмена дает понимание процесса поступления в международные вузы и позволяет попрактиковаться в подготовке пакета документов для поступления. Подробнее об опыте студентки Совбака Татьяны Сухорученковой об учебе по обмену в Университете Гонконга, можно прочитать здесь.
Программы РЭШ созданы с учетом опыта лучших университетов мира, поэтому после окончания Школы ее выпускники легко адаптируются к особенностям международного академического процесса.
Участники сообщества РЭШ традиционно помогают друг другу в процессе поступления. Выпускники рассказывают студентам о преимуществах и недостатках университетов и объясняют специфику отдельных программ.
Студентам РЭШ не нужно переводить транскрипт или диплом на английский язык с пересчетом оценок в европейскую шкалу, потому что диплом сразу выдается на двух языках. Кроме того, многие студенты пишут свою дипломную работу сразу на английском языке, что дает им возможность свободно рассказывать о своем исследовании в интервью и описывать его результаты в мотивационных письмах при поступлении. Презентовать свое исследование они смогут и в дальнейшем во время поиска работы и на российском, и на международном рынке.
Сначала стоит узнать, требуются ли результаты международных экзаменов на выбранных вами программах. В ряд университетов возможно поступить без сдачи международных тестов. К примеру, вместо экзамена по английскому языку может быть достаточно пометки в транскрипте [дипломе], что пройденные во время обучения в РЭШ курсы соответствуют уровню C1. Есть университеты, которые принимают сертификат независимого экзамена по английскому, который бесплатно сдают все студенты Совбака и который аналогичен IELTS.
Результаты теста GMAT требуются для финансовых магистратур и бизнес-школ, тогда как GRE подходит для бизнес-школ и других магистратур. Считается, что GRE больше подходит для Европы, а GMAT для США, однако каждый университет устанавливает свои требования самостоятельно. Есть европейские вузы, которые принимают оба теста.
TOEFL и IELTS – это стандартизованные тесты по английскому языку. TOEFL более распространен в США, а IELTS в Европе, но есть университеты, принимающие результаты обоих экзаменов.
Некоторые университеты не принимают GRE at home и TOEFL at home, т.е. онлайн версии TOEFL и GRE. Вдобавок, проверьте, требует ли университет, чтобы TOEFL был действителен на момент начала обучения или только на момент подачи документов.
На подготовку лучше предусмотреть 2-3 месяца, однако это зависит от вашего уровня владения материалом и сроков подачи документов в вуз. Готовиться к международным экзаменам удобно по официальным учебникам от создателей тестов. Они помогут лучше узнать специфику проведения каждого теста.
GRE и GMAT содержат задания, оценивающие аналитическое письмо, вербальные навыки и вычислительные способности, и отличаются только некоторыми техническими деталями в проведении экзамена (например, на GRE можно использовать калькулятор, а на GMAT – нельзя).
Методика проведения TOEFL и IELTS отличается. Во-первых, в IELTS есть письменное задание на работу с графиком, тогда как в TOEFL нужно будет законспектировать прослушанное аудио и прочитанный текст. Во-вторых, аудирование в IELTS включает задания, где нужно одновременно слушать и читать, записывая ответы, которые невозможно удержать в памяти, например, номера или адреса, а в TOEFL задания в аудировании содержат варианты ответа.
Еще один способ подготовиться к тестированию и проверить свой уровень – выполнять пробные варианты экзаменов. В дополнение к официальным пробникам, выпускники рекомендовали, например, этот интересный ресурс для подготовки к GRE с большим количеством тестов и GMAT Advanced Quant от Manhattan Prep, где есть более сложные задачи, чем в официальных пробниках. А слова для вербальной части GRE удобно учить онлайн здесь.
Студенты РЭШ могут попрактиковаться в подготовке мотивационных писем и CV вместе с профессорами, работающими в Центре письменной и устной коммуникации (WCC). На консультациях преподаватели объясняют, по какой структуре построить письмо, а потом дают рекомендации по лексике уже на готовом материале.
При написании мотивационного письма для поступления в магистратуру лучше не использовать шаблоны, чтобы его содержание не выглядело клишированным. Также при составлении мотивационного письма стоит задать себе вопросы о том, что члены приемной комиссии хотят от вас услышать и представить, кто их идеальный кандидат. Отталкиваясь от этого, нужно выбирать, на чём делать акцент.
Выпускники также отмечают, что абитуриенты часто используют один вариант мотивационного письма, технически меняя название вуза и программы. В приемных комиссиях об этом знают, поэтому обращают внимание на то, чтобы письмо было составлено с использованием конкретной информации об их вузе.
Рекомендательные письма от преподавателей обычно входят в пакет документов для поступления в магистратуру, но бывают и программы, на которых их не требуют. Узнайте об этом заранее, так как процесс получения писем займет время.
Для приемной комиссии такие письма – еще один способ узнать об исследовательском потенциале кандидата и возможность убедиться в его академической успешности, так как среднего балла (GPA) или результатов экзаменов для этого не всегда бывает достаточно.
Обращайтесь за рекомендациями к тем, кто взаимодействовал с вами в процессе учебы или работы и сможет содержательно описать ваши способности и достижения. Рассказать о вас смогут ваши профессора, у которых вы были ассистентом по исследованиям (RA) или преподавательской работе (TA), руководители дипломных проектов, работодатели.
Этот этап в процессе поступления предусмотрен на некоторых программах – об этом нужно узнать заранее. Если интервью проходить придется, к нему стоит подготовиться заранее. Студенты РЭШ могут пройти пробные интервью в Центре письменной и устной коммуникации (WCC).
Во время подготовки к интервью также можно ориентироваться на опыт других студентов, анализировать ключевые вопросы и составлять список основных тезисов для разговора.
Организационные расходы на оформление документов зависят от многих факторов. В процессе поступления вам может понадобиться оплатить оформление визы, приобрести медицинскую страховку (обязательную или добровольную), перевести или апостилировать документы, купить билеты. Заранее узнайте требования страны и университета, чтобы учесть все обязательные и необязательные расходы.
В некоторых международных университетах обучение бесплатное, поэтому учиться в них можно и без стипендии – например, в Германии высшее образование в принципе бесплатно.
Мест с бесплатным обучением больше на исследовательских магистерских программах (Research Master's). Многие университеты дают студентам возможность получить стипендию за академическую успеваемость (merit-based), которая фактически освобождает их от оплаты обучения.
Также можно подать заявку на социальную стипендию для студентов, находящихся в сложной финансовой ситуации (need-based). Для этого необходимо подготовить пакет документов, подтверждающих финансовое положение (выписки со счетов, информация о недвижимости и доходе).
Получите ли вы покрытие стоимости обучения, зависит от того, ниже какого из пороговых значений окажется ваш доход. Пороговые значения устанавливаются университетом и меняются из года в год. Если ваш доход меньше еще более низкого порога, то плюс к покрытию обучения вам могут выплачивать некоторую сумму на питание и так далее. Размер этой суммы зависит от того, ниже какого порога окажется ваш доход, а также от бюджета университета в текущем году.
По словам выпускников, стоит подаваться в «первую волну», чтобы повысить шанс получения стипендии. В случае отказа по merit-based стипендии, готовить заявку на need-based стипендию тоже надо заранее, так как потребуется перевести на иностранный язык и заверить у нотариуса нужные документы.
Помимо стипендий, у магистрантов международных вузов есть и другие возможности получить помощь от вуза. Некоторые университеты предлагают программы по совмещению работы и учебы, среди которых и работа в роли TA (teaching assistant – ассистент по учебной работе) или RA (research assistant – ассистент по исследовательской работе), в других предусматривают отдельные стипендии на питание, запись на льготные места в общежитиях.
Получить место в общежитии по льготной ставке (preferential rate) возможно, если подать заявление заранее. Во многих университетах это единственный способ получить место. Если записаться в общежитие не удалось, вас могут поставить в лист ожидания. Как только в здании освобождается место, претенденты получают уведомление, и место займет тот, кто успеет ответить первым.
Платить за общежитие нужно, но стоимость аренды места там обычно гораздо ниже, чем цена за аренду съемного жилья в городе. Стоимость места в общежитии зависит и от того, живете ли вы в отдельной комнате или с соседями, есть ли у вас кухня, ванная и другие удобства.
Шаг 1: Выберите направление, в котором вам интересно развиваться.
Шаг 2. Найдите программы по интересующему вас направлению и составьте календарь дедлайнов по подаче документов: каждый университет определяет эти сроки самостоятельно.
Шаг 3: Составьте календарь подачи документов. Выберите, в какую волну в каждом университете вы будете подавать заявку: постарайтесь сделать так, чтобы ответы вам пришли одновременно.
Шаг 4. На подготовку к экзаменам лучше заложить не менее двух-трех месяцев. Выбирая даты сдачи экзаменов, имейте в виду, что их результаты вы получите спустя некоторое время после тестирования.
Шаг 5: Написание мотивационного письма займет около полутора недель. За это время вы можете взять несколько консультаций в Центре письменной и устной коммуникации (WCC) и международном отделе.